Будущее – за машиностроением.

В 2007 году был создан Союз машиностроителей РФ. Главной задачей нового общественного объединения, в которое вошли более 700 предприятий из 52 регионов страны, стало формирование стратегии развития отрасли и формирование эффективных механизмов активной госсподдержки национального машиностроительного комплекса. Региональное отделение Союза объединило такие крупные омские предприятия и организации, как ОАО «Омское производственное объединение «Иртыш», ОАО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», ОАО «Сибирские приборы и системы», ОАО «Моторостроительное конструкторское бюро», ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», ОАО «Омский опытно-производственный завод «Нефтехимавтоматика», Омская ассоциация промышленников и предпринимателей.


О том, что было сделано за это время и о том, какие цели поставлены на будущее, мы беседуем с председателем омского отделения Союза машиностроителей РФ, генеральным конструктором ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» Игорем Шумаковым.

– Игорь Константинович, как вы можете оценить эти прошедшие 5 лет?

– Все мы знаем, как сказались непростые 90-е годы прошлого века на состоянии отрасли – не велось техническое перевооружение предприятий, пришла в упадок система профтехобразования, профессии инженера и рабочие специальности стали непрестижными. Но ни одно крупное государство не может полноценно развиваться без машиностроения. Поэтому на всех уровнях пришло понимание необходимости возрождения отечественного машиностроения, о том, что для этого необходимы не только усилия власти, но и инициатива на местах.

Отрадно, что сейчас на самом высоком уровне принято принципиальное решение о серьезном финансировании отрасли. В свою очередь от предприятий требуется выпускать конечный продукт, востребованный на рынке как отечественном, так и зарубежном.

– Могут ли сегодня предприятия участвовать в формировании обще-государственной политики в сфере машиностроения?

– Наш Союз и призван стать связующим звеном между властью и конкретными производствами. У такой солидной общественной организации есть большие возможности представительства региональных интересов на федеральном уровне. Например, одной из проблем отрасли был до недавнего времени срок гособоронзаказа – 1 год. При существовавшей до недавнего времени процедуре конкурсного отбора предприятий для его размещения, заключения договоров, финансирование работ начиналось только во 2 квартале года. Чтобы решить эту проблему, представители Союза, в том числе и омские, выходили с предложениями напрямую на первых лиц нашей отрасли и государства, присутствовали на обсуждениях законодательных инициатив в комитете по промышленности Госдумы РФ и Совете Федерации. В результате было принято решение об увеличении срока гособоронзаказа до 3 лет. Такой порядок гарантирует предприятию стабильную работу, отсутствие авралов и штурмовщины, закрепление кадров.

– А как удается решать кадровую проблему? Может ли сегодняшний рынок труда обеспечить возрождающееся машиностроение инженерами, конструкторами, высококлассными рабочими?

– Содействие в формировании кадрового состава отрасли – еще одно из главных направлений деятельности нашего Союза. Могу сказать, что у нас в области сделаны первые уверенные шаги для повышения престижа инженерных профессий и рабочих специальностей. Стали появляться новые профтехучилища, которые готовят слесарей, токарей, фрезеровщиков. Да и сами предприятия многое делают для того, чтобы воспитать для себя сотрудников. Для этого проводятся дни открытых дверей на производствах, существуют целевые наборы в вузах, стипендиальные программы. Студентов приглашают на производственные и преддипломные практики, обеспечивают им последующее трудоустройство.

Сейчас в отечественном машиностроении талантливые, трудолюбивые и амбициозные молодые специалисты могут сделать отличную профессиональную и управленческую карьеру. Так, Союз машиностроителей РФ и правительство Иркутской области проводило этим летом на Байкале форум «Инженеры будущего». Участие в нем приняли 1500 сотрудников российских предприятий и студентов вузов страны. Они смогли познакомиться с инновационными наработками и современными технологиями передовых предприятий. Одновременно и себя, как говорится, показали. Самые активные участники форума были внесены в кадровый резерв отрасли.

Омская команда из 29 инженеровконструкторов и инженеровтехнологов очень достойно представила потенциал омских предприятий.

– А как можно оценить успехи омского машиностроения в масштабах всей отрасли?

– Могу сказать, что многие предприятия у нас переживают период расцвета. Они гармонично сочетают выполнение гособоронзаказа и выпуск гражданской продукции. Есть, конечно, и производства, которые не были готовы к жестким современным требованиям. Но рынок есть рынок: сегодня производитель должен быть гибким, мобильным, должен предвидеть запросы потенциальных потребителей. В условиях крупного производства – это очень непростая задача. Прежде всего, в части привлечения инвестиций. И здесь Союз машиностроителей может серьезно помочь конкретным предприятиям. Например, в этом году региональное министерство промышленной политики и дирекция программы «Сибирское машиностроение» провели в Омской области совещание с одной из крупнейших российских компаний – «Алроса». Активное участие в данном совещании приняли предприятия, входящие в Союз машиностроителей. В ходе мероприятия представители корпорации изъявили готовность инвестировать солидные средства в разработки омских предприятий. Готовятся к реализации и многие другие совместные проекты – с предприятиями угольной, нефтяной и газовой промышленности России.

– Что ж, в преддверии Дня машиностроителей могу пожелать Союзу успехов в выполнении всех намеченных планов.

– Спасибо. И мне через вашу газету хотелось бы поздравить партнеров, коллег, всех работников омского машиностроения с профессиональным праздником и пожелать всем стабильной работы, долгосрочных заказов и материального благополучия.

Записала Елена Фирсова

http://amt-press.ru/news/4/6257/